Подведомственные учреждения






К 200-летию Симферопольской казенной мужской гимназии

 
   Редакция сайта предлагает читателям познакомиться со статьёй Дмитрия Александровича Борисова, подготовленной к 200-летию старейшего учебного заведения Крыма — Симферопольской казённой мужской гимназии (ныне Симферопольской гимназии № 1 им. К. Д. Ушинского). Статья написана в соавторстве с Иваном Копыловым, в прошлом — выпускником гимназии, в настоящее время вице-президентом общественной организации «Гостеприимный хозяин Крыма».
 
   К 200-летию Симферопольской казенной мужской гимназии
 
   «С Богом!», или о религиозном воспитании в Симферопольской мужской гимназии
 
   В 2012 году исполняется 200 лет старейшему среднему учебному заведению Крыма — Симферопольской казенной мужской гимназии (ныне симферопольская гимназия № 1 им. К. Д. Ушинского). Данная статья является первой публикацией к юбилею гимназии и посвящена ныне забытой странице ее истории — преподавании религиозных дисциплин и духовному воспитанию гимназистов.
 
   С Декрета Советской власти, в котором «церковь считается отделенной от государства, а школа от церкви» прекращается религиозное воспитание, а именно, преподавание Закона Божьего в средних учебных заведениях, которое существовало наряду с общеобразовательными предметами около 100 лет.
 
   Источники по данному вопросу находятся в Государственном архиве АРК, а также содержатся в книге «Историческая записка о симферопольской гимназии с основания по 1 июля 1881 года», составленной преподавателем истории и географии и крымским краеведом Ф. Ф. Лашковым.
 
   Впервые преподавание Закона Божьего «служащего к увеличению объема преподавания этого предмета и вообще к усилению религиозного направления в обучающемся юношестве» вводится в перечень предметов гимназического преподавания в 1816 году.
 
   Первым средством к духовно-нравственному воспитанию учащихся правительством Российской империи признавалась религия. Уже с 1816 года директору и всем учителям предписывалось собираться в училищном зале и после окончания урока Закона Божьего вести учеников к обедне и наблюдать, чтобы все было «тихо и благоговейно», стояли и слушали чтение и пение церковное. А за всякий разговоры и шум в церкви, нерадивое отношение к посещению богослужений, строго наказывать, заносить на черную доску и налагать другие строгие взыскания по мере вины ученика.
 
   Император Александр I своей Высочайшей волей пожелал, чтобы «с этого времени коренным и неизменным правилом было во всех учебных заведениях военного и гражданского ведомств обучать юношество закону Божию, а на ежегодных публичных испытаниях всегда начинать экзамен с этого предмета, как заключающего в себе главную и существенную цель образования».
 
   Этим же императорским указом начальникам училищ было поставлено в непременную обязанность приглашать на этот экзамен почетное духовенство, и если на испытаниях будет видно, что учителя этого предмета не имеют достаточных к преподаванию способностей, то представители почетного духовенства должны давать им в подобном случае наставления и рекомендации. Вскоре, в 1818 году, последовало новое распоряжение высшего начальства на счет того, чтобы ученики гимназии в праздничные и воскресные дни, собирались в гимназии перед литургией и там слушали читаемые законоучителем соответствующие дням места из Библии Ветхого и Нового завета.
 
 
   В симферопольской мужской гимназии в то время не было законоучителя, о чем рапортовал директор гимназии. В ответ на рапорт было сделано распоряжение, чтобы кадровые преподаватели гимназии в воскресные и праздничные дни, до начала литургии, поочередно занимали учащихся чтением библии, особенно Нового завета. А тексты, содержащие «богословские и нравоучительные истины» заучивались гимназистами наизусть. В том же 1818 году, по распоряжению попечителя Харьковского университета, последовало предписание, только с разницей, что чтение Священного писания должно производиться и в учебное время. С этой целью были разделены назначенные для закона Божьего учебные часы на две части так, чтобы одна половина занятий посвящалась бы систематическому преподаванию этого предмета, а во время другой шло чтение Нового завета.
 
   Конечно, первоначально возникали различные проблемы в преподавании, обусловленные отсутствием педагогических навыков и методики преподавания у духовенства. В 1823 году попечитель Харьковского университета Корнеев, при осмотре училищ, заметил, что учителя закона Божьего в гимназиях «предмет свой преподают столь разнообразно, что не имея в руководстве, общей методики, они не соблюдают и одинаковое распределение часов». Для того чтобы преподавание закона Божия шло по порядку, «к совершенной и прочной пользе воспитывающегося юношества», попечитель предписывает дирекции поручить законоучителю составить для этого подробный конспект, в котором преподаватель должен изложить преподавание Богознания и христианского учения постепенно, по классам, и в строгой системе. Также попечитель учебного круга, не желая обязывать законоучителей к преподаванию Закона Божьего, указывал, что «этим путем не достигается желанная польза, что это дело строится не по принуждению, а по велению сердца».
 
   После приведения к общей методике преподавания предмета закона Божьего, обширной и подробной, она была предложена училищным комитетом Харьковского университета в обязательное руководство гимназиям.
 
   Основной литературой для преподавателей этого предмета были названы для 1-го класса — книга, изданная митрополитом Амвросием «Краткое руководство к чтению книг ветхого и нового завета», для 2-го класса — богословие митрополита Платона, для 3-го класса — то же руководство, для 4-го класса — 3-я и 4-я часть того же сочинения, а для объяснения литургии — книга, изданная протоиереем Воскресенским.
 
   Позже состав учебной и методической литературы по Закону Божьему несколько изменился, и с 1863 года по 1881 год велось в Симферопольской мужской гимназии по новым учебникам. Так, по Закону Божьему использовали «Объяснение молитв» Чемены с 1864 по 1878 год, затем с 1878 года «Начальное наставление» Попова и в начале 1881 года использовали учебник протоиерея Соколова, введенный в 1879 г.. Также на уроках с 1866 г. ученики читали «Историю Ветхого и Нового Завита» Базарова, «Священную Историю» Соколова, а с 1873 года «История» Рудакова, Св. Евангелие на русском языке с 1864 г., «Катихизис» Филарета, «Учение о Богослужении православной церкви» Рудакова и того же автора «История церкви».
 
   Первоначально преподавал Закон Божий в гимназии протоиерей Зеленкович, с 1877 г. протоиерей Михаил Родионов, а с 1859 г. священник Гавриил Селецкий. С 1863 по 1881 гг. Закон Божий также преподавали протоиереи Детский, Синодский, архимандрит Агапит, диаконы Койко и Теплов. В 1881 году во всех классах Закон Божий преподавал протоиерей Алексей Егорович Назаревский. Помимо преподавания он являлся настоятелем гимназической церкви, классным наставником 7 класса, священником местного собора, председателем совета епархиального женского училища и членом педагогического совета духовной семинарии.
 
 
   В соответствии с правилами для учеников гимназий и прогимназий, утвержденным Министром Народного Просвещения в 1874 году, ученики были обязаны посещать общественные богослужения в воскресные и праздничные дни, а также вечером накануне этих дней. Правила предписывали, что в храме ученики вести себя с благоговением, не переходить с места на место, не разговаривать, не делать ничего такого, что могло мешать молитвенному настроению своих товарищей или прихожан. Ученики обязывались в страстную седмицу бывать на исповеди и причастии, причем, если учащимся было разрешено исполнять обряды без прямого надзора учебного начальства, обязаны представить свидетельство от своего духовника о том, что были у него на исповеди и причастились.
 
   Конечно же, для проведения богослужений с учениками необходим был храм, и первоначально им была гимназическая церковь, помещавшаяся с 1867 г. в верхнем этаже главного здания гимназии (ныне ул. К. Маркса, 32), а в 1873 г., из-за нехватки учебных классов, она была перенесена во двор гимназии, в одно из подсобных помещений. Комнату церкви расписал в византийском стиле преподаватель рисования гимназии Маляра. Новое помещение под церковь было неудобным, тесным и сырым, что мало удовлетворяло требованиям храма. И было принято решение построить при гимназии храм во имя Св. Александра Невского.
 
   Этот храм сооружает на свои средства церковный староста Георгий Николаевич Христофоров, который специализируя свою фирму «Христофоров и компания» на производстве и реализации виноградных натуральных вин, скопил немалый капитал, который к 1889 году составлял 500 тысяч золотых рублей. Располагая столь солидными средствами, нажитыми хозяйской сметкой и честным купеческим промыслом, Г. Христофоров не скупился на благотворительные траты.
 
   В конце XIX века «Ведомость о церкви» содержит сведения о том, что «во имя святого Александра Невского при Симферопольской мужской гимназии построена церковь почетным гражданином Георгием Николаевичем Христофоровым в 1880 году». Закладка церкви во имя Св. Александра Невского произошло в день празднования 25-летия юбилея царствования императора Александра II Николаевича, 19 февраля 1880 года. А 24 октября 1882 года совершено ее освящение. С этого времени все богослужения гимназисты посещают в своем храме.
 
 
 
   По некоторым данным на территории храма был похоронен меценат и бессменный староста церкви Г. Н. Христофоров в 1904 году. Сама церковь была разрушена после Великой Отечественной войны, ориентировочно в середине 50-х гг. На фотографии, сделанной в начале 1950-х годов она еще видна. Точная дата разрушения церкви неизвестна. Часть фундамента разрушенного храма сейчас находится под новым зданием гимназии, а большая часть фундамента храма занята забором, клумбой и находится на закрытой для посещения территории.
 
 
   Попечительство и пожертвования для Симферопольской мужской гимназии позволяли, при нехватке государственных средств, вести обучение и воспитание на должном уровне. Помимо учебных пособий и литературы, жертвовали и на содержание и деятельность гимназической церкви. Так в 1867 и в 1877 гг. почетный попечитель Кашкадангов, для новоотстроенной домашней гимназической церкви, пожертвовал иконостас, два напрестольных подсвечника накладного серебра, напрестольный крест и другие предметы на 68 руб. 80 коп. Церковным старостой Масляниковым были пожертвованы выносной крест, икона Божией Матери, три колокола, гробница для плащаницы. Сменивший Масляникова в должности старосты Г. Н. Христофоров пожертвовал в 1877 г. вещей на сумму 114 руб. и все, что необходимо при богослужении — свечи, ладан, просфоры и т.д. Также от преподавателя А. К. Хамарито гимназической церкви передан позолоченный ковчег ценой в 100 руб., а от гимназической корпораций люстра в 150 руб., от прихожанки Софии Св. Евангелие.
 
   Для нашего времени поучительным является толерантное (по-современному) отношение к духовным потребностям представителей других вероисповеданий, обучающихся в гимназии. А судя по спискам выпускников гимназии здесь были представлены все конфессии. И наряду с обязательными предметами и православным Законом Божьим преподавался с 23 февраля 1879 года по 3 урока в неделю Закон Божий для учащихся армяно-григорианского вероисповедания, с 1 августа 1880 года по 4 урока в неделю «Еврейский Закон Божий», а со 2 марта 1881 года по 2 урока в неделю было разрешено преподавание католического Закона Божьего. Еще ранее в гимназии существовало татарское отделение для подготовки народных учителей, а после его закрытия в 1863 году в гимназии обучались дети крымских татар, имеющих возможность платить за обучение. Однако отсутствие средств на обучение не всегда закрывало путь к образованию. Для учеников из бедных семей существовали стипендии для обучения. Так, в счет имущества завещанного Арслан-Беком Тащиоглу в 1879 году в пансионе при гимназии воспитываются два ученика магометанского вероисповедания. С 1830 года в гимназии обучались дети из состоятельных еврейских семей, а с 1865 по 1880 гг. воспитывалось от 2 до 4 учеников за счет сумм «коробочного еврейского сбора».
 
   Был в гимназии и свой церковный хор, созданный благодаря учителям пения и музыки. Причем, как отмечают современники, хор был настолько обученный, что не было необходимости в отдельном причетнике, которого вполне заменяли гимназисты как при пении хора, так и при помощи священнику при совершении богослужения. Этот же хор принимал участие в литературно-музыкальных вечерах, выступая перед приглашенными жителями Симферополя. В одной из программ подобного вечера хор исполнял «Утреннее размышление о Божьем величии», «Многолетие русскому Государю», «Мы дружно на врагов. Славянский марш», «Гой ты, Днепр, ты мой широкий» и произведение Генкеля «Ку-ку». Как видим произведения самые разнообразные, а не только исключительно религиозного содержания.
 
 
   Как видим, в гимназическом образовании, в том числе и в Симферопольской казенной мужской гимназии, постарались удовлетворить духовные потребности всех учащихся, имея в виду, что духовно-нравственное воспитание необходимо поддерживать и развивать в многонациональном Крыму, входившего в состав не менее многонациональной Российской империи. И каких либо притеснений учащихся по религиозному принципу в симферопольской мужской казенной гимназии в источниках и литературе не отмечено.
 
   Дмитрий Борисов, учитель истории, заведующий музеем истории гимназии № 1 г. Симферополь;
 
   Иван Копылов, вице-президент общественной организации «Гостеприимный хозяин Крыма»
 
   фото из фондов Музея истории гимназии № 1
 
  
 

    

31.08.2011


Поиск


Важная информация





Полезные ресурсы








© Copyright 2009 - 2025 Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым.
         Дизайн и программирование:

Яндекс.Метрика