Подведомственные учреждения






Cостоялось открытие памятника техники начала XX в

 
   29 ноября 2011 г. в 11-00 состоялось открытие памятника техники начала XX в. – «Узел трансформаторной подстанции и электрические столбы Симферопольской трамвайной линии», сооруженном в стиле индустриального модерна на перекрестке ул. Пушкина и Гоголя.
 
 
   Включение этого объекта науки и техники в Государственный реестр недвижимых памятников Украины стало возможным одновременно с рассмотрением вопроса о создании в Крыму музея науки и техники. При этом был учтен опыт таких передовых индустриально развитых стран, как США, Германия и Япония, в которых объекты техносферы являются частью национального культурного достояния. Принимая во внимание, что многие объекты науки и техники Крыма имеют мировое значение, их сохранение является одной из первоочередных задач.
 
   Одной из таких целей стали изучение и сохранение артефактов истории Крымского электротранспорта – трамвайного и троллейбусного сообщения в Крыму, в том числе, самой протяженной в мире высокогорной троллейбусной трассы.
 
   В процессе технико-научного обоснования для включения объекта в Государственный реестр эксперты Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране культурного наследия опирались на историко-монографическую литературу, в первую очередь, на исследования В. Полякова.
 
   Решение о прокладке в Симферополе трамвайной линии проходило в несколько этапов.
 
   Приняв решение об устройстве в городе электрической железной дороги, симферопольская городская Дума объявила конкурс на лучший проект организации движения.
 
   В открытом конкурсе принимали участие не только отечественные, но и зарубежные, в том числе французские и американские подрядчики. Одно из российских акционерных обществ в своем проекте предлагало эксплуатацию двухэтажных трамваев.
 
   В течение следующего десятилетия к разработке проекта приступали частные концессионеры, члены трамвайной комиссии при Симферопольской городской управе, Электрический институт императора Александра III.
 
   Русско-японская война и революция 1905 -1907 гг. отодвинула на второй план проблему устройства трамвайного движения в Симферополе. Вернуться к ней смогли только в 1910 г. Окончательным владельцем концессии и подрядчиком стало акционерное обществ из Бельгии. Прокладка путей, установка столбов началась летом 1912 года. При монтаже электрокоммуникаций использовались наиболее передовые технологии своего времени. Соединение металлических деталей осуществлялось бессварочным методом с использованием заклепок, с применением той же технологии, с помощью которой была построена Эйфелева башня в Париже
 
   Линия трамвая «Бельгийского акционерного общества симферопольских электрических трамваев и освещения» открыта для пробного движения в июне 1914 г., для регулярного движения – 31 июля (13 августа по новому стилю) 1914 года.
 
   В 1970 году было принято решение о свертывании трамвайного хозяйства в г. Симферополе. С городских улиц были убраны рельсы, демонтированы столбы, а трамвайное депо отдано под мастерские троллейбусного парка. Большая часть построек трамвайного парка были снесена в 2008 году.
 
   Узел трансформаторной подстанции вместе с прилегающими к ней столбами электроосвещения – самая значительная из сохранившихся коммуникаций симферопольской трамвайной линии, с начала строительства которой в будущем 2012 году исполнилось бы 100 лет. Снабженный памятной доской, содержащей историческую и техническую справки, он полностью готов для экскурсионного показа.
 
   Сохраняя этот объект как фрагмент Симферопольской трамвайной линии для истории Крыма, Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране культурного наследия начинает долговременную программу музеефикации памятников науки и техники в автономии.
29.11.2011


Поиск


Важная информация





Полезные ресурсы








© Copyright 2009 - 2025 Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым.
         Дизайн и программирование:

Яндекс.Метрика