Старший научный сотрудник НИЦ памятникоохранных исследований Автономной Республики Крым рассказал о сохранности культурного наследия полуострова
Владимир Николаевич, один из первых в Крыму сотрудников общественных и государственных систем охраны памятников истории и культуры. Более 40 лет он посвятил этому благому делу, и сегодня, несмотря на уважаемый возраст, он даже и не думает уходить на заслуженный отдых. Главной проблемой уязвимости крымских памятников, Владимир Николаевич называет безнравственное отношение общества, и рассказывает, что еще лет двадцать назад все складывалось если не совсем идеально, то точно не плохо.
Владимир Николаевич, есть здесь какие-то пути решения, Вы говорите о нравственном воспитании, может быть нужны соответствующие дисциплины в школах?
Вы знаете, в такой ситуации дать какие-то рекомендации и сказать сразу, что здесь нужно, наверное, невозможно. Самое главное, конечно же, это воспитание в семье, потом уже школа, государство и прочее. К сожалению, сейчас мы находимся в таком переходном периоде, когда потеряны ориентиры взаимного уважения, потеряно само уважение как таковое. На протяжении советских лет всегда воспевались подвиги Красной Армии, мужество людей, которые сражались под красными знаменами. Сейчас мы знаем, маятник качнулся в обратную сторону и те, кто сражался против большевиков, теперь вроде как, сражались за великие идеалы. Мне кажется, за двадцать лет мы так и не пришли к историческому пониманию того, что произошло с нашим государством и с нашим народом. Мы должны сейчас выработать если не идеальный, то, по крайней мере, какой-то приемлемый путь построения системы нравственного и гуманистического воспитания людей, начиная от детского возраста и далее.
А кто виноват?
Очень большую роль играют, конечно же, СМИ, культура как таковая, начиная от театра кукол, заканчивая искусством новых технологий. Нам, вероятно, не стоит изобретать велосипед, поскольку многое, что было у нас в прошлом, нужно использовать на деле, в воспитании людей, в воспитании любви к своей Родине, к культурному и национальному наследию. Большинство памятников, как это не печально, касаются трагических событий, прерванных человеческих жизней, жертв. Чем больше памятник, тем больше человеческих костей под ним. Должно ведь быть всестороннее уважение к предкам, объективно погибшим за нашу жизнь, за будущее поколений. Первоначальное уважение должно быть к могилам жертв и героев войны. Ну а памятники культуры - дворцы, здания, парки, все это создано нашими предками, создано с врожденным и естественным чувством сохранения прекрасного. Мне не известно ни одного случая, чтобы в царской России, например, был разрушен хоть один памятник, только на основании того, что какому- то императору не понравилась инициатива его предшественников. Император Павел I, сын Екатерины II недолюбливал свою матушку, но он ведь ничего не разрушал из того, что созидала она. Хотя и принимал чудаковатые решения, например, с переименованием Севастополя. То есть да, гримасы были, но не было ни одного случая, чтобы уничтожались памятники по распоряжению властей. Впрочем, не известно ни одного случая целенаправленного уничтожения исторических памятников народом или его отдельными представителями, по политическим, идеологическим или религиозным мотивам.
А если как-то пересмотреть вопрос охраны памятников, опять же на уровне властей, ужесточить, к примеру, ту же охрану?
Повторюсь, охрана памятников связана в большей степени с уровнем культуры, нравственным и духовным развитием общества. Если общество безнравственное, даже наряд милиции не поможет, все равно памятник изувечат, поломают, украдут. Поэтому, начиная от детальных рассказов, как была устроена первоначальная система государственной и общественной охраны, подходишь к серьезным проблемам воспитания подрастающего поколения. Это ведь все закладывается еще у ребенка. Допустим, он впервые в жизни с родителями пришел на кладбище, где похоронена его бабушка. Все закладывается именно при первом посещении. И в нашем обществе, к сожалению, в этом аспекте большие прорехи, связанные с историческим развитием и с теми метаморфозами, которые происходят сейчас в государстве: отсутствие терпимости и толерантности в отношении к святыням цивилизаций. Страшно, что сейчас во главу угла некоторые ставят только свое, мол, только оно свято во всей вселенной. Аналогичные духовные или светские святыни других народов, многим они совершенно не интересны, а некоторым и подавно-враждебны.
Хорошо, у нас на уровне государства, а как дела обстоят в других странах?
Каждый может поехать в ближнее зарубежье и посмотреть, как там относятся к памятникам, в той же Латвии, или Финляндии, даже дальше, в Германии, Франции, Испании. Огромное количество позитивных примеров как надо сохранять памятники. И здесь не только имеет место культурное и духовное начало, здесь есть еще и важный экономический аспект. Все эти здания, памятники, дворцы, такие как Лувр или Эйфелева башня приносят стране постоянный и весомый доход, создают бренд, национальную рекламу мирового значения. Вот это надо понимать. Мы ведь решаем не только нравственные и духовные проблемы, но и прагматические, чисто экономические вопросы. В некоторых европейских странах от 10 % до четверти национального продукта - поступления за счет международного туризма, но, а Крым пока что похвастаться этим, к сожалению, не может.
Расскажите, как начиналась Ваша карьера?
В 1969 году я начал работать консультантом в Правлении Крымской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры, а с 1970 года - в Крымском краеведческом музее, в отделе учета и охраны памятников истории культуры. Это было предтечею нашего Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране культурного наследия. Отдел у нас был небольшой, но функционировал достаточно хорошо, так как в общей мере работали эффективно государственные службы, энтузиасты из общества охраны памятников. Был и действенный партийный контроль. Однажды за один день мне пришлось проехать три района, а по дороге в различных населенных пунктах я делал соответствующие отметки. В одном селе - памятник был окружен штакетником, который требовал ремонта, в другом - памятнику нужно было возобновить эпитафию, в третьем - памятник также нуждался в ремонте: почистить покрасить и прочее. После командировки, я позвонил замам председателей райисполкомов каждого района (в советское время они были еще и председателями обществ охраны памятников). Каково было мое удивление, когда через неделю я приехал снова в эти районы, а там уже все сделано. Председатели райисполкомов знали, что из области приехал какой-то служивый и если он дает совет или рекомендации починить, побелить и прочее, значит нужно это делать, причем как возможно скорее. Сейчас, к сожалению, эта система не работает...
Владимир Николаевич, расскажите напоследок, что еще было интересного в Вашей многолетней практике?
Я бы сказал - печального, как например, о памятнике танкистам 19-го танкового корпуса. В центре Симферополя стоит танк. Он был установлен летом 1944 воинами корпуса своим боевым товарищам, погибшим в апреле - мае 1944 года в Крыму. Сами танкисты на постамент поставили подбитую в бою машину. Сделали мемориальную надпись, буквы отлили из алюминиевых поршней танкового дизеля. На этой мемориальной доске были перечислены герои Советского Союза 19-го танкового корпуса и герои Отечественной войны, погибшие в боях за Крым. Получилось так, что в 60-е годы некая группа ветеранов войны выступила с инициативой расширить суть этого памятника, они начали настойчиво объяснять властям, что в освобождении Симферополя принимали участие не только танкисты, но и пехотинцы, артиллеристы и прочие. Памятник реконструировали, первоначальную мемориальную доску сдали в металлолом, разработали совершенно другой мемориальный текст, где было написано о том, что в освобождении Симферополя 13 апреля 1944 года принимали участие все воинские части. Памятник танкистам стал памятником освободителям Симферополя. По истечению лет, когда начали восстанавливать собор Александра Невского (взорванный в 1930 году), танк перенесли на новое место. Он стал доминантой мемориала всем, кто воевал за полуостров в 1941-1944 годах, мемориалом защитникам и освободителям Крыма. К сожалению, эти ветераны не понимали - есть определенные нормы, правила и традиции в сооружении памятников и их сбережении. Рождается человек, ему дают имя, он с ним живет, так и памятник, как был изначально установлен, так он и должен стоять. Его могут благоустраивать и реставрировать, но должен оставаться он в своем первоначальном виде - тем более в первоначальном значении, не теряя сути, содержания и души, наконец. Ведь именно памятник является материализованным олицетворением вечной памяти погибших.