Самобытная культура ислама во все времена вызывала интерес. И среди многонационального историко-культурного наследия Крымского полуострова одну из важнейших позиций занимают именно памятники с атрибуцией – исламские.
Мечеть Узбека (1314 год) в Старом Крыму (она же мечеть Абдул Азиза) и медресе (духовное училище) – одна из главнейших святынь крымского мусульманства и один из самых почитаемых действующих мусульманских храмов полуострова.
К 700-летию мечети в Крыму организована Международная научно-практическая конференция, целью которой является обширное обсуждение актуальных проблем изучения и сохранения исламского наследия. В течение четырех дней (14-18 октября) участники слушают ряд докладов по секциям: «История ислама в Крымском Улусе Золотой Орды», «Мусульманская Культура Крыма золотоордынского периода», «Мусульманская архитектура Крыма в золотоордынский период», «Актуальные проблемы сохранения историко-культурного наследия Крыма периода Золотой Орды».
Председатель Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым Наталия Гриненко отмечает, что темы конференции являются очень важными для Крыма. «Мы в полной мере разделяем обеспокоенность национальных сообществ состоянием их национальных реликвий и осознаем духовную и социальную важность культурных ценностей, необратимость и невосполнимость их утраты, а высочайший потенциал культурного наследия как одного из важнейших ресурсов мировой экономики, определил необходимость его сбережения и эффективного использования. Сегодня актуально на протяжении ближайших лет добиться осуществления противоаварийных, ремонтно-реставрационных, исследовательских и консервационных работ в отношении памятников. Я хочу заверить, что мы готовы рассмотреть все предложения, которые будут способствовать дальнейшему изучению памятников истории и культуры, их музеефикации и возрождению во благо Крыма. Мы надеемся, что обсуждения в рамках этой конференции станут плодотворными и конструктивными», - отмечает Н. Гриненко.
Из справочного материала: Мечеть Узбека и медресе неоднократно были объектами исследований, начиная с XVII века, когда Эмилио Доротелли д'Асколи, бывший католический префект «Кафы и Татарии», оставил датированное 1634 годом «Описание Черного моря и Татарии». О культовом комплексе там говорится следующее: «Там до сих пор стоят большие красивые ворота искусной работы из мрамора, совершенно уцелевшие. Внутри стен видно еще одно учебное заведение, называемое медресе». Это свидетельство, по мнению ряда ученых, можно считать первым упоминанием об этом памятнике.
Мечеть и медресе исследовала в 1925-1926 годах археологическая экспедиция во главе с профессором И.Н. Бороздиным, зарегистрировавшая около 800 наименований всякого рода находок и фрагментов. Эта экспедиция выявила в памятниках Солхата (Старого Крыма) присутствие многих черт малоазийского искусства сельджукской Турции. Много лет, начиная с 1978 года, в Старом Крыму работает экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством М.Г. Крамаровского, изучающая культуру Золотой Орды. Основными объектами исследования санкт-петербургские ученые избрали мечеть Узбека и медресе.
В 1978-1981 годах экспедицией Государственного Эрмитажа наиболее интересные в научном и художественном плане мусульманские надгробия были отправлены в Ленинград (Санкт-Петербург).
Во время раскопок был найден обильный археологический материал – монеты, керамика, в том числе майоликовые изразцы среднеазиатского типа, остатки облицованного ими деревянного постамента, фрагменты резных, мраморных с позолотой надгробий XIV-XV веков. Все это оказалось под рухнувшим кирпичным сводом небольшого дюрбе (мавзолея).
Имеющиеся материалы исследования позволяют отнести эти постройки к числу выдающихся созданий средневекового зодчества. Одна черта этих памятников особенно привлекает внимание: в стиле, в орнаментике сооружений немало общего с теми зданиями, которые оставили генуэзцы, армяне, крымские греки и другие народы. Очевидно, здесь проявила себя местная архитектура, вобравшая в себя позднеантичные, восточно-византийские, западноевропейские и прочие элементы.