Подведомственные учреждения






Дворцы и имения XIX-XX веков

Перечень и исторические сведения памятников архитектуры местного и национального значения (дворцы и имения XIX-XX веков), расположенных на территории Автономной Республики Крым


г. Ялта и Ялтинский регион


Учетный номер:

Наименование памятника: бывший дворец Эмира Бухарского, санаторий "Узбекистан"

Дата события:  вторая половина ХIХв.

Адрес:  г. Ялта, ул. Бахчисарайское шоссе, 1

Решение о постановке на учет: Решение Крымского облисполкома от 20.02.1990г. №48

Исторические сведения:

    Памятник находится в юго-западной части Ялты, на северо-восточном склоне горы Могаби, в живописном урочище по дороге к водопаду Учан-Су. Его своеобразием является значительная удаленность от берегов моря.
    Корпус №1 санатория «Узбекистан» - одно из строений некогда существовавшего архитектурного комплекса - загородной (верхней) дачи Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахат-хана (1857-1911 гг.), почетного гражданина г. Ялты, имя которого носила бывшая ул. Могаби (сейчас ул. Щербака). В комплекс входили: дворец, мечеть (сейчас корпус №2 санатория перестроен), метеостанция, аэросолярий, беседки, фонтаны, мостики, служебные постройки, фруктовый сад и парк 9,5 га (является парком-памятником садово-паркового искусства местного значения). Постройки и парк занимали территорию общей площадью 15,88 га (имелась также молочная ферма на Могаби и пастбища площадью 4 га). Возведение основных построек осуществлялось в течении 1905-1908 / 1909 гг. Основное здание (дворец) построено в стилизованном мавританском стиле по проекту архитектора Н.Г. Тарасова.
    Следует отметить, что информация о заказе на строительство дворца Эмира Бухарского Н.П.Краснову и сохранившиеся акварели Краснова, составленные в процессе работы над этим заказом, позволяют многим исследователям утверждать его авторство описываемого строения, но анализ существующих материалов опровергает их.
    Здание сложное в плане, разноуровневое (2-2,5 эт.) возведено из камня и бетона (в отделке применен алебастр), кровля - металлическая. Центральный вход оформлен портиком, на котором располагается открытая веранда. Окна прямоугольные. Крышу венчают башни в форме минаретов, дентикулы. Верхняя часть здания под карнизом оформлена фризом. Вход охраняли два гранитных льва. В интерьере широко использовали росписи и декоративные элементы на восточные сюжеты (работы выполнены придворными художниками и народными мастерами). В начале 1970-х годов они дополнены рисунками крымских пейзажей, выполненными народным художником СССР Ф.З Захаровым и др.
    После установления Советской власти дача была национализирована. По Постановлению Президиума Крымского ЦИК от 23 мая 1924 г. передана в вечное пользование трудящимся Узбекистана. В 1924 -1927 гг. здесь располагался дом отдыха. В 1927-1969 гг. противотуберкулезный санаторий. С 1969 г. санаторий перепрофилирован в нервно-соматический.
    Здание сильно пострадало в годы фашистской оккупации. Были уничтожены также аэросолярий и метеостанция. Значительные утраты понес парк. Кроме восстановительных работ производились ремонтные и реставрационные работы в начале 1970-х годов.

Учетный номер: 3810

Наименование памятника: Бывший дворец Эмира Бухарского

Дата события:  вторая половина ХIХв.

Адрес:  г. Ялта, ул. Севастопольская, 12/ наб им. В.И. Ленина, 43, КЧФ «Ялта»

Решение о постановке на учет: Постановление Совета министров АР Крым от 22.05.1997 №125

Исторические сведения:

    Одно из наиболее неординарных и известных строений города Ялты. Сейчас это восьмой корпус санатория КЧФ "Ялта".
    До революции 17 года в собственности эмира Бухарского состояло около четверти теперешней территории этого санатория. Эмир приобрел этот участок в последние годы девятнадцатого века, заложил на нем великолепный парк, возвел дворец, построил гостевой дом и служебные постройки. Но из всех строений ныне сохранился только сам дворец. Его строительство завершилось в 1903 году. Проект в мавританском стиле принадлежит тогдашнему архитектору города Ялты Н.Г. Тарасову.
    Для строительства использовался керченский желтый камень, лепка и зеркала. Цветовую палитру оформления в основном составляли синий, белый, красный и золотистый тон. Дворец искусно украшен куполами, вычурными башенками, милыми беседками и балюстрадами.
    Сам эмир Бухарский дал название своему имению - "Дилькисо", в переводе с тюркского языка означающее "пленительный" или "обворожительный". Собственник дворца Сеид Абдул Ахан хан эмир Бухарский начал править в 1885 году. Во внешней политике он проявил себя как сторонник России, уничтожил рабство, тюрьмы в подземельях и запретил кровную месть. Эмир был прогрессивным государственным деятелем, редко прибегавшим к казни. Российский император Николай II в 1895 году присвоил эмиру звание генерал-лейтенанта, терского казацкого войска. Впоследствии эмир награждался царем орденами Святого Владимира, и Святого Апостола Андрея Первозванного, инкрустированного бриллиантами.
    В свою очередь и Эмир Бухарский тоже на награды не скупился и многих выдающихся ялтинцев удостоил пожалованием Бухарской золотой звезды. Частыми гостями Сеид Абдул Ахан хана бывало семейство князей Юсуповых, эмир тоже посещал их имение в Кореизе.Но активная светская жизнь совсем не препятствовала эмиру в занятии благотворительностью. На его деньги в 1910 году построили большую, двухэтажную, городскую бесплатную лечебницу с просторным вестибюлем на 100 человек, богатой аптекой, кабинетами хирурга и гинеколога, лабораториями и служебными помещениями.
    Эмир Бухарский умер в 1910 году, его имение унаследовал сын Саид, а после революции оно было национализировано. Во дворце открыли Восточный музей, коллекции которого наполнили произведениями искусства из имений знати южнобережья. Перед оккупацией Ялты во время ВОВ часть коллекции эвакуировали, она так и не вернулась. После войны музей восстанавливать не стали, а во дворце организовали санаторий Балтийского, позже - Черноморского флота.

Учетный номер: 4724-АР

Наименование памятника: Дворец графа А.Н.Новосильцева

Дата события:  начало 50 гг. ХХ в.

Адрес:  г. Ялта, ул. Халтурина, 32

Решение о постановке на учет: Приказ Министерства культуры и туризма Украины от 25.10.2010 №957/0/16-10

Исторические сведения:

 Территория санатория им.А.П.Чехова является неотъемлемым звеном застройки исторической части города Ялты. Вместе с другими, близкими по архитектурному облику микрорайонами города, она сформировала композицию одной из окраинных улиц города – улицу им.Халтурина (бывшая Барятинская), примыкающую к производственной зоне. Рассматриваемый участок Северной границы г.Ялты находится на горе «Дарсан», в 3-х км от центра города, на высоте 140-175 м над уровнем моря. Эта территория начала интенсивно застраиваться в конце 18 столетия.
    На левом берегу Учансу (ныне Водопадная, старинное название Кримасто-Неро), на землях, отведенных императрицей Екатериной II чинам Греческого Балалавского батальона, возникла в конце XVIII ст. деревня Нижняя Аутка. Северо-восточнее от нее, в водоразделах речек Учансу и Быстрой (старое название Дерекой), на землях Аутского сельского общества, появляются селения Ай-Василь, Урочище Шелеме, Дерекой. К середине XIX столетия эти земли раскупаются знатью и купцами для устройства дач. Уже в 60-70-х годах прошлого века почти вся эта территория застроена дачами частных владельцев. Одна из них, ныне корпус № 1 санатория им. А.П.Чехова, принадлежала графу А.Н.Новосельскому. Земля под эту дачу была куплена А.Н.Новосельским 5 марта 1847 года. Ориентировочная дата возведения здания начало 50-х годов XIX в. Рядом располагаются дачи дворянина К.В.Бентковского (позже, в 50-х годах ХХ столетия, расширено под корпус №3 санатория) и купца П.Н.Багрыновскогно (с 1903 г. – санатория «Яузлар», после 1917 года перестроено под корпус №6 (спальный) санатория им. А.П.Чехова).
    Все здания строятся из местного камня (бута) и ракушечника, различаются по архитектурному стилю и объему. Построены, следовательно, различными архитекторами и не в одно время.
    15 марта 1896 года сформировавшаяся застройка включается в городскую черту г.Ялта.
    В 1888 году в Крым приезжает А.П.Чехов, в 1902 г. он обратился к населению со специальным посланием и организовал сбор пожертвований для устройства санатория для лечения малоимущей части населения. На собранную сумму на окраине г. Ялта в 1903 году у П.Н.Багрыновского покупается дача, в которой в 1904 году открывается санаторий туберкулезного профиля «Яузлар» на 40 мест. В память об этом событии у входа в санаторий (ныне корпус № 6) в 1969 году помещена мраморная доска с текстом: «санаторий создан в 1902-1903 годах при участии великого русского писателя А.П.Чехова», а также памятник с южной стороны здания.
    После 1917 года здание расширено за счет пристроек и внутренней перепланировки и вместимость санатория «Яузлар» была увеличена до 140 коек.
    Рядом в экспроприированных дачах А.Н.Новосельцева, К.В.Бентковского, Д.И.Моллер и И.Н.Ильинского в 1925 году Южкрымкуруправление (начальник управления – Д.И.Ульянов) организует санаторий им. Артема для лечения рабочих и крестьян. В 1957 году происходит объединение двух санаториев в один и ему присваивается имя А.П.Чехова.
    В связи с тем, что территория санатория создавалась последующим объединением земельных участков частных владельцев с уже сложившейся на каждом участке планировочной и структурной композицией зеленых насаждений, в объединенном таким образом парке санатория можно выделить 5 участков. Все участки объединяет в единую композицию примерно одинаковый возраст деревьев в единый архитектурный почерк парковой планировки, набор и расположение зеленых насаждений, аллей, пешеходных дорожек, зон отдыха с умелым использованием уклона местности. Различную архитектонику зданий объединяет единая композиционная планировка парка.
    В целом парк и корпуса санатория им. А.П.Чехова представляет значительную ценность как памятник гражданской архитектуры исторической застройки города Ялты.

Учетный номер: 1215-Н

Наименование памятника: Комплекс сооружений Воронцовского дворца

Дата события:  1824-1878 гг.

Адрес:  г. Алупка, ул. Дворцовое шоссе, 18

Решение о постановке на учет: Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442

Исторические сведения:

    Дворец был построен как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края, видного государственного деятеля России, М.С. Воронцова (1782–1856) по проекту английского архитектора Эдварда Блора (1789–1879).
    Дворец строился с 1830 по 1848 гг. Дворцовый комплекс в Алупке состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, – центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Столовый корпус возводили в 1830–1834 гг., центральный корпус – в 1831–1837 гг. В 1841–1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838–1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся парадный двор. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой. Последним был построен библиотечный корпус в 1842–1846 гг. Летом 1848 г. на ведущей к главному входу центральной лестнице были установлены выполненные в мастерской итальянского скульптора Джованни Боннани скульптурные фигуры львов. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
    Воронцовский дворец строился по новым архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично «вписался» в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ. Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI в. Расположение элементов идет от западных ворот – чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.
    Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».
    Три поколения семьи Воронцовых владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции.
    После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован. В середине 1921 г. Воронцовский дворец открылся как музей.
    В годы Великой Отечественной войны эвакуировать экспонаты музея из Алупки не успели, поэтому им был нанесен серьезный урон. С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с У. Черчиллем.
    После Великой Отечественной войны дворец был занят под госдачу для сотрудников НКВД, с 1953 года – под профсоюзный санаторий.
    В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. Спустя 25 лет к основной композиции добавился выставочный корпус Шуваловского корпуса.
    В 1990 году был создан Алупкинский дворцово-парковый заповедник.
 

Учетный номер: 1218-Н

Наименование памятника: Дворец «Ласточкино гнездо»

Дата события:  1912г. (1912-1917гг.)

Адрес:  п. Гаспра, ул. Алупкинское шоссе, 9

Решение о постановке на учет: Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442

Исторические сведения:

    Памятник архитектуры и истории, расположен на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра Ялтинского горсовета.
    Строение напоминает средневековый рыцарский замок вроде Белемской башни или виллы Мирамаре близ Триеста. Ласточкино гнездо стало своеобразной эмблемой Южного берега Крыма.
    Первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877–1878. Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая в скором времени продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо».
   Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю. Он занимался бакинской нефтью, а отдыхать ему нравилось в Крыму. Он приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома был заказан инженеру и скульптору Леониду Шервуду. Уже в 1912 году на тесной площадке отрога Монастыр-Бурун стоял оригинальный готический замок. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад, который в результате землетрясения обрушился в море.
    В начале Первой мировой войны имение купил московский купец П. Шелапутин, который открыл в замке ресторан. В скором времени купец умер и ресторан закрылся.
    В 1930-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха, но в скором времени помещение признали аварийным и закрыли. После реконструкции строение вновь открылось для посещения.
    В 1927 году Ласточкино гнездо пострадало во время сильного землетрясения. Глубокая косая трещина прошла от ее верхней площадки к середине, так что замок мог в любой момент обрушиться. Часть опорной скалы обрушилась в море, и обзорная площадка угрожающе нависла над пропастью. Само здание почти не пострадало, если не считать сорванных шпилей и оторванной части скалы под нижним балконом.
    Только в 1967–1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г.Татиев. Восстановительные работы, которые начались в 1968 году, были направлены на укрепление фундамента, частичное видоизменение фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации ялтинский конструктор В.Н.Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведённую под центральный объем. Таким образом, была надёжно закреплена крайняя часть дома, которая осталась висеть над обрушенной скалой. Кроме монолитной плиты, всё сооружение обнесли антисейсмическими поясами. Увеличенная в высоту башня приобрела большую декоративность благодаря четырём шпилям.
    В 1987 году на территории Ласточкиного гнезда проводились съёмки известного советского триллера Станислава Говорухина по мотивам романа английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят».
    Ласточкино гнездо запечатлено в детском фильме «Мио, мой Мио» (режиссёр Владимир Грамматиков, СССР/Швеция/Норвегия, 1987 г.) как замок короля. 

 

Страница 1 2 3 4


Поиск


Важная информация





Полезные ресурсы








© Copyright 2009 - 2024 Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым.
         Дизайн и программирование:

Яндекс.Метрика