Подведомственные учреждения






Дворцы и имения XIX-XX веков

Перечень и исторические сведения памятников архитектуры местного и национального значения (дворцы и имения XIX-XX веков), расположенных на территории Автономной Республики Крым


г. Ялта и Ялтинский регион


Учетный номер: 1217-Н

Наименование памятника: Комплекс сооружений дворца князя Голицына

Дата события:  1831-1836 гг.

Адрес:  п. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52

Решение о постановке на учет: Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442

Исторические сведения:

    «Ясная Поляна». Обычно с этим названием ассоциируется известное родовое имение Л.Н. Толстого под Тулой. И не все знают, что такое же название носит ещё одно мест, но уже в Крыму - санаторий в Гаспре. Особенно манящим Южное побережье Крыма сделалось в прошлом столетии. Именно сюда, на юг, устремляются все: от придворной знати и высших царских чиновников до помещиков и капиталистов. В течении каких-нибудь двух десятков лет на Южном берегу появилось не мало великолепных дворцов. И Южный берег стремительно превращается в аристократический курорт, в его застройке принимают участие известные архитекторы и инженеры. Для украшения дворцов ввозятся картины и скульптуры из Петербурга и Москвы, Парижа и Рима.
    Гаспра становится собственностью одного из крупнейших богачей России-князя Голицына друга Александра I, министра народного просвещения. Пребывание на Южном берегу членов царской фамилии ставило его в административном отношении в особое положение
    Особняк со стрельчатыми окнами и двумя восьмигранными башнями по бокам сохранился до наших дней - сейчас во дворце размещается один из корпусов санатория «Ясная Поляна». Гаспринский замок из серого камня с красивыми зубчатыми башнями, увитыми вечнозелёным плющом был возведён по проекту архитектора Ф.Эльсона (первоначальный проект принадлежал французу О.Монферрану) и, по заключению специалистов это была самая первая и крупная помещичья усадьба,1829 года, среди кореизских скал, она являлась наиболее солидным и стройным созданием крымской усадебной «готики». Гаспринский замок строили для крупнейшего магната России князя А.Н. Голицына,. это была, так называемая,«романтическая Александрия» князя А.Н.Голицына в Гаспре. Постройкой дома руководил англичанин В.Гунт, принимавший участие в строительстве Воронцовского дворца.
    Особняк со стрельчатыми окнами и двумя восьмигранными башнями по бокам сохранился до наших дней - сейчас во дворце размещается один из корпусов санатория «Ясная Поляна». Гаспринский замок из серого камня с красивыми зубчатыми башнями, увитыми вечнозелёным плющом был возведён по проекту архитектора Ф.Эльсона (первоначальный проект принадлежал французу О.Монферрану) и, по заключению специалистов это была самая первая и крупная помещичья усадьба,1829 года, среди кореизских скал, она являлась наиболее солидным и стройным созданием крымской усадебной «готики». Гаспринский замок строили для крупнейшего магната России князя А.Н. Голицына.,. это была, так называемая,«романтическая Александрия» князя А.Н.Голицына в Гаспре. Постройкой дома руководил англичанин В.Гунт, принимавший участие в строительстве Воронцовского дворца.
    К осени 1833года Дворец для князя Голицына (корпус № 1) был закончен только вчерне. Устройство имения довершила разбивка парка, начатая в 1835 году и продолжавшаяся до 40-х годов.
    Позднее имение принадлежало графине Паниной. Это был богатый, хорошо отделанный и оборудованный дом, один из тех палаццо, который считает долгом иметь всякий богатый европеец на берегу Средиземного моря или ином курорте. В первые годы Советской власти во дворце был устроен санаторий для учёных. Торжественное открытие здравницы, которая стала носить диковинное имя ЦКУБУ- санаторий Центральной комиссии по улучшению быта ученых «Гаспра» на 60 мест, состоялось 17 июня 1922 года, а название «Ясная Поляна» ему присвоено в 1947 году.
    Сначала это было небольшое курортное учреждение на 60 коек. Постепенно расширяясь, оно превратилось в здравницу на 900 человек. Сейчас это санаторий матери и ребенка на 900 человек. Четырехэтажный корпус на 180 мест, воздвигнутый у замка, вошел в строй в 1960 году, 1967 году было закончено сооружение клуба-столовой, в 1976-1978 годах - спальных корпусов на 360 и 196 мест. Подвесная канатная дорога связала здравницу с пляжем. В недалеком будущем появится новый лечебный корпус с плавательным бассейном. Достопримечательность санатория – постоянная выставка документов и фотографий, отражающих жизнь и литературную деятельность Льва Николаевича Толстого в годы его пребывания в Крыму. Эта выставка открыта в гостиной старого особняка.
    У дверей старинной постройки прикреплена мемориальная доска «В этом доме с 8.IV.1901г. по 25.VI. 1902г. жил Лев Николаевич Толстой. Здесь у него бывали А.П.Чехов и А.М.Горький».
    Здесь же экспонируется овальный стол, за которым работал писатель. Стол был найден на чердаке и реставрирован, починены старинные часы. В комнате, где жил Толстой теперь учебный класс, а на толстовской веранде воздухолечебница для малышей. В 1971 году во дворце установлен бюст писателя работы ялтинского скульптора Д.М.Журавлева. В «Ясную Поляну» (тогда принадлежавшую графине С.Паниной) великий русский писатель Л. Н. Толстой приехал в 1901 г. после тяжелой болезни. В Крыму он встречался не только с А. П. Чеховым и А. М. Горьким, но и с Ф. И. Шаляпиным и со многими другими известными людьми
    Памятным для «Ясной Поляны» было пребывание в ней видных деятелей отечественной науки Кржижановского, Капицы, Иоффе, Ферсмана. По свидетельству жены Ферсмана,муж совершал в 1935 году отсюда геологические экскурсии в Гурзуф, на Аю-Даг. Дважды в «Ясной Поляне», в 1923 и 1929 годах отдыхал Белорусский поэт Янка Купала. Здесь он написал ряд стихотворений, вошедших в цикл «Крым».
    Разнообразен растительный мир обширного санаторного парка: раскидистые пинии, остроконечные кипарисы, кряжистые каменные дубы и стройные ливанские кедры, сосны и приземистые тисы. Густо разрослась магнолиевая роща. У входа простерли свои могучие ветви два огромных платана. Чуть ниже дворца искусственный пруд и декоративный грот. В той части парка, которая несколько ближе к Ай - Тодорскому мысу, - скульптура В.И.Ленина. Словно часовые стоят по бокам секвойя и тис. Тут же бассейн-аквариум, неподалеку от него сохранилось таврское погребальное сооружение - «Каменный ящик». Вокруг бассейна цветник, за ним - видовая площадка, огражденная невысоким каменным парапетом.

Учетный номер:

Наименование памятника: Юсуповский дворцово-парковый усадебный комплекс

Дата события:  начало XX в.

Адрес:  п. Кореиз

Решение о постановке на учет: Решение Крымского облисполкома от 20.02.1990 №48; Постановление Совета министров АР Крым от 20.01.1998 №15

Исторические сведения:

    Современный облик принял после перестройки «Розового дома» по проекту известного ялтинского архитектора Н. П. Краснова. В 1909 году дворец приобретает черты неороманского стиля с элементами характерными для эпохи Возрождения. Входы в здание, лестницы и арки украшены скульптурами мраморных и терракотовых львов, а также персонажей из древнегреческой мифологии, привезенных из Венеции.
    Дворцовый парк, площадью 16,5 га, был создан одним из самых известных садовников Карлом Кебахом. В нем насчитывается более 200 видов декоративных деревьев и кустарников, а также устроена череда миниатюрных бассейнов.
    Строительство дворца велось одной из богатейших династий России – князьями Юсуповыми. Осенью 1912 года здесь даже состоялась помолвка Феликса-младшего с великой княжной Ириной Александровной, племянницей царя Николая II.
    Во время событий 1917 года здание Юсуповского дворца практически не пострадало, а потому он, после национализации, перешел в ведение Всесоюзной чрезвычайной комиссии и принимал в 1925–1926 годах Ф. Э. Дзержинского.
    Вторая мировая война не принесла разрушений дворцу и на время Ялтинской конференции он стал резиденцией И. В. Сталина, а также принимал предварительное совещание министров иностранных дел и торжественный обед в честь президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля. С тех пор сохранились некоторые элементы убранства комнат, «сталинский» бильярд, письменный стол Верховного Главнокомандующего, покрытый зеленым сукном.
    После войны дворец превратился в дачу Центрального Комитета КПСС и стал заповедной, охраняемой территорией. С 21 марта 2002 года Юсуповский дворцово-парковый усадебный комплекс перешел к службе безопасности Украины.
    Сегодня Юсуповский дворец является государственной резиденцией и находится на балансе Государственного управления делами.
 

Учетный номер: 1220-Н

Наименование памятника: Дворцовый комплекс «Дюльбер»

Дата события:  1895-1897гг.

Адрес:  п. Кореиз, ул. Алупкинское шоссе, 1

Решение о постановке на учет: Постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 №442

Исторические сведения:

    Начало строительства дворцового ансамбля Дюльбера (в переводе с арабского – прекрасный, восхитительный), относится до 1895 г., когда В. кн. Петр Николаевич принял решение о возведении дворца в восточном стиле, а так же, комплекса служебных зданий и парка в крымском имении, в Мисхоре.
    Вести все работы было поручено уже известному к тому времени ялтинскому городскому архитектору Н.П. Краснову (1864 – 1939).
    Возведенный в 1895 – 1897 г., на очень сложном для большого строительства земельном участке, дворцовый ансамбль Дюльбера, по мнению исследователей, стал значительной удачей в творческой биографии архитектора. Академик Н.П.Кондаков в статье, посвященной Дюльберу, дал высокую оценку работе Краснова, охарактеризовав дворец как «здание столь же удачное, сколь и необычное, в высшей степени истинно изящное и целесообразное». Эта композиция, описываемая дальше в статье Кондакова, состояла из простейших компонентов, взятых в определенной пропорции – гипса, вазелина и красителей. Отливки из этой смеси, покрытые спиртовым лаком, приобретали вид драгоценного восточного фаянса. В этом проявилась замечательная способность Краснова применять новые материалы, которые заменяют использовавшиеся ранее дорогие. Рассматривая стилевые особенности дворца, академик делает замечание: «Трудно было определить, в каком собственно стиле это сооружение построено, т. к. его главные части отвечают своими этажами обычным европейским нуждам – в его комнатах, жилых помещениях полно всякого европейского комфорта. Но так как главные декоративные части: входы, террасы, плоские крыши, покрытия куполов, боковая башня, форма двери и окон и вообще всякая орнаментальная часть дворца напоминает сарацинские здания Египта и Сирии, то можно было бы без особой погрешности назвать дворец «арабским» или, вернее, сарацинским».
    В этом высказывании Кондакова нашли свое отражение поиски новых подходов к архитектуре лучших мастеров зодчества последней четверти XIX столетия. К сожалению, во время Великой Отечественной войны дворец Дюльбер был серьезно разрушен пожаром. Восстановительные работы проводились в 1946 – 1959 г. Однако, из-за утери технологий, а именно рецепта состава, реставраторы не смогли воспроизвести уникальные отливки. Не совсем точно были воспроизведены орнаменты и украшения, что исказило первоначальный замысел архитектора. Но замечательный парк Дюльбера, взлелеянный многими поколениями садовников, продолжает восхищать и дарить непередаваемую радость всем тем, кто приходит сюда.
    В семье В. кн. Петра Николаевича и Милицы Николаевны было трое детей. Каменная ниша фонтана в дворцовом парке сохраняет наполовину стертый медальон с исторической надписью: «1897, октябрь. Великий князь Петр Николаевич, Великая княгиня Милица Николаевна и их дети – Княжны Императорской крови Марина Петровна, Надежда Петровна, князь Императорской крови Роман Петрович присутствовали при освящении дворца Дюльбер». Над парадным входом в здание дворца сохраняется арабская вязь – строка из Корана: «Да благословит Аллах входящего». Надпись эта стала в некотором смысле пророческой для Романовых. Безусловно, ни хозяева и ни творцы дворца, не могли и предположить, что через 20 лет после своего освящения он будет превращен в укрепленную крепость с установленными на крыше пулеметными гнездами и охраной из вооруженных до зубов матросов Севастопольского военного гарнизона. Именно здесь, «до особого распоряжения Советского правительства», содержались Великие князья Александр Михайлович, Петр Николаевич и Николай Николаевич с семьями, а так же мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Федоровна, которые находились в Крыму с начала гражданской войны (1918). Власть в Крыму менялось огромное количество раз. И только могущественные стены Дюльбера, самоотверженность моряков Черноморского флота, которые охраняли пленных, и благоприятные стечения обстоятельств, спасли в эти тревожные годы так называемую "крымскую группу" Романовых от страшной расправы. Пленники стали заложниками в политической игре, которую вела Советская власть с германской дипломатией при заключении Брест-Литовского мира. Только стремительное продвижение немецких войск и оккупация Крыма спасли царскую фамилию в 1918 г. от неминуемой расправы. Но под угрозой занятия Крыма наступающими частями Красной армии, 1 апреля 1919 года, они все же были вынуждены подняться на борт британского крейсера «Мальборо» и навсегда оставить Родину.
    Сразу после окончания гражданской войны в 1920 году советская власть издала декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». В 1923 году была завершена национализация дворцов и инвентаризация жилого фонда Южного берега. Для массового приема отдыхающих требовалась реконструкция дворцов и вилл, восстановление разрушенного войнами транспортного хозяйства и сети дорог. На эти цели государством выделялись значительные средства. Курорты стали постепенно оживать. В 1921 году в Ялте и ее окрестностях уже действовало 18 здравниц на 2400 мест. Одним из первых в Мисхоре принял отдыхающий Санаторий «Дюльбер». Это была одна из первых советских здравниц, рассчитанная на 35 мест. В то время она принимала для оздоровления политработников и бывших политкаторжан. В числе отдыхающих здесь побывали политэмигранты, испанские дети, челюскинцы, «а также рабочие других стран, которые направлялись Международным советом профсоюзов», то есть политическая элита того времени. В 30-е годы «Дюльбер» переименовывают в Пансионат «Красное знамя». В 1938 году по проекту репрессированного архитектора Бориса Ивановича Белозерского, под руководством архитектора В. Соляника в том же мавританском стиле, что и Дюльбер, был построен второй спальный корпус здравницы, над входом, в который появилась надпись из сталинской Конституции 1936 года – «Граждане СССР имеют право на отдых», стилизованная под арабскую вязь.

Учетный номер: 010037-Н

Наименование памятника: Ливадийский дворцовый комплекс

Дата события:  ХIХ-ХХ вв.

Адрес:  п. Ливадия, ул. Батурина, 44

Решение о постановке на учет: Постановление Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 №928

Исторические сведения:

    Ливадийский дворец – знаменитый памятник архитектуры и истории XIX–XX вв. в посёлке Ливадия в 3 км от Ялты, бывшая резиденция российских императоров.
    В 1834 году Ливадия (с греческого – полянка, лужайка) была куплена у командира греческого Балаклавского батальона Феодосия Ревелиотти графом Львом Севериновичем Потоцким. В имении Потоцкого, по проекту Ф. Эльсона был построен господский дом, оранжереи, а также заложен ландшафтный парк.
    С 1861 года Ливадийское имение стало летней резиденцией императора Александра II и императорской семьи. По проекту Монигетти дом Потоцкого был перестроен (Большой дворец), построен дворец Наследника (Малый дворец), Свитский дом и кухня. Также в этот период была построена Крестовоздвиженская церковь.
    С 1866 года Ливадия стала летней царской резиденцией. В 1891 году территория имения увеличилась до 350 десятин за счет приобретенных земель Ореанды. В 1894 году в Ливадии скончался Александр III. Летняя резиденция перешла по наследству последнему русскому Императору – Николаю II. Дворец ветшал и постоянно требовал ремонта. Его в 1909 году было решено разобрать и на его месте выстроить новый, каменный. Проектирование и постройку нового Большого дворца поручили ялтинскому архитектору Н.П. Краснову. В начале 1910 года старый Большой дворец разобрали. В работу были вовлечены десятки московских и петербургских фирм, строительство закончили менее чем за полтора года.
    Дворец был построен по в стиле раннего итальянского Возрождения из белого инкерманского камня. Белоснежные фасады Большого дворца украшены художественной резьбой. Мраморная аркада придает особую легкость главному входу. В рисунке дверей и мраморных диванов можно различить мотивы великого Рафаэля. Роскошью и изысканностью отличается и внутренняя отделка дворца: тончайшая резьба по мрамору и дереву, мозаичные украшения. На его сооружение затрачено 2,6 млн. руб.
    Одновременно с Белым дворцом возводились два других – для министра двора барона Фредерикса и свитский корпус. Тогда же была обновлена вся хозяйственно-техническая база имения, построены электростанция, завод по производству льда, гараж, возведен зимний театр. Также были сооружены казармы для солдат и казаков, охранявших царскую семью. Накануне первой мировой войны в Ливадии насчитывалось до 400 строений, из них около 100 жилых домов.
    После Февральской и Октябрьской революций в 1917 года в имение переместились учреждения министерства земледелия свергнутого Временного правительства. 16 января 1918 года в Ливадии была установлена Советская власть.
    30 апреля 1918 года Ливадию заняли немецкие оккупанты. Они разграбили дворцы, большое количество мебели было вывезено в Симферополь. В ноябре 1918 года немецких оккупантов сменили англо-французские войска и белогвардейцы.
    В 1925 году в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, который в 1931 году был преобразован в климатический лечебный комбинат. С 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце проходила Крымская (Ялтинская) конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль), а также проживала американская делегация во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом.
    В 1953 году вновь открыт санаторий. 16 июля 1974 года по решению ВЦСПС и Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов Ливадийским дворец был открыт для посетителей. Функционировали два отдела – историко-мемориальньй (был размещен в парадных залах дворца, где была открыта экспозиция «Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года») и выставочный.
    В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея. 16 июля 1994 года в бывших личных комнатах царской семьи на втором этаже дворца была размещена экспозиция «Романовы в Ливадии», рассказывающая о пребывании в Ливадийском имении трех поколений российских императоров.
    На первом этаже – в парадных залах дворца, размещена экспозиция, повествующая о ходе работы Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года, и о пребывании американской делегации во главе с президентом Ф.Д. Рузвельтом в Ливадийском дворце. На втором этаже дворца – в личных комнатах семьи Николая ΙΙ, экспозиция рассказывает о жизни и отдыхе в Ливадии российских царей и членов их семей.
    В Белом зале дворца (месте, где проходили исторические заседания Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года) регулярно проходят саммиты глав государств. С 2004 года в Ливадийском дворце проходят саммиты Ялтинской Международной Стратегии (YES).

 

Страница 1 2 3 4


Поиск


Важная информация





Полезные ресурсы








© Copyright 2009 - 2024 Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым.
         Дизайн и программирование:

Яндекс.Метрика